И снова мы в Риме.
При бронировании отеля, ещё весной, выбирать пришлось из жалких остатков приглянувшиеся отели на наши даты были уже заполнены. А остановиться хотелось непременно рядом с Пантеоном: картинка последнего вечера наших римских каникул двухлетней давности огни на Пьяцца-делла-Ротонда, лёгкая многоголосица за столиками ресторанов, предощущение "чувства Рима" преследовала, как навязчивый мотив, как назойливая муха, как невидимый комар...
Как зверь на ловца выскочил на очередной странице Букинга отель под названием Pantheon и был тут же схвачен. Заранее, до приезда, никаких сумм с кредитной карты не снималось и не блокировалось. Лишь звонок по телефону раздался через пару минут после приземления самолёта в аэропорте Фьюмичино: "Вы бронировали у нас номер. В котором часу вас ждать?". Трогательно однако.
Отель расположен практически нос к носу со знаменитой кофейней Рима Tazza d’Oro, на углу Piazza della Rotonda, на той улочке, что ведёт толпы туристов прямиком от Пантеона к фонтану Треви, соблазняя запахами, источаемыми многочисленными тратториями.
Казалось бы, по этой причине ночной сон просто обязаны были нарушать звуки dolce farniente, этого непременного атрибута римской дольче виты, но нет спали как младенцы. Правда, с берушами.
В этот раз мы прилетели утром и, забросив в отель чемодан, чуть не вприпрыжку поскакали за той картинкой, которая оставалась в памяти как заключительный и абсолютно гармонический аккорд тогдашней римской какофонии, Пантеон,
площадь Ротонды...
Вот оно сладкое ничегонеделание!
С бессмысленными улыбками на бледных пока лицах, лавируя между обрывками разноязычных фраз, перемещались мы по небольшой, залитой солнцем площади, фиксируя первые свои римские фото- и видеовпечатления.
Смешные морды под древним египетским обелиском выплёвывали струи воды, предлагая желающим освежить свои; лёгкое амбре из соседних харчевен намекало на гарантированное удовольствие от процесса приёма пищи в сáмом сердце Рима если не для гурманов, то уж точно для эстетов.
Но это потом, после Пантеона...
Пантеон, пожалуй, единственное сооружение античности, сохранившееся до наших дней. От прекрасных храмов на Форумах остались рожки да ножки,
Императорские дворцы на Палатине являют собой жалкие огрызки, Колизей растащили по кусочкам, а Пантеон хоть и ободранный и обокраденный стоит, поражая своей внешней мощью и внутренней гармонией.
Доподлинно неизвестно, по какому поводу построено это здание. Первый его вариант был возведён по инициативе Марка Агриппы (+12 г. до н.э.) первого полководца империи, ближайшего друга и зятя императора Октавиана Августа.
Вообще здесь, на Марсовом поле, Агриппа возвёл целый общественно-культурный комплекс слева от Пантеона завершил Ограды Юлия Цезаря (портик для собрания центурионов), рядом построил первые в Риме большие общественные бани (Термы Агриппы), позади Пантеона располагалась Базилика Нептуна в честь морской победы при Акциуме, а украшением всего этого великолепия был парк с озером и фонтанами.
Пантеон принято называть Храмом Всех Богов. Но до какой степени всех дело загадочное. Адриан, как говорят, посвятил Пантеон фамильным богам рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и Август, Марсу и Венере, и собирался поместить статую своего друга и тестя Августа внутри здания. Но Божественный Август от такой чести скромно отказался.
В начале нашей эры Пантеон неоднократно страдал от пожаров, и в 120-е годы, при Адриане, он был восстановлен, а на фриз храма была перенесена надпись с прежнего здания, напоминающая, что построил его избранный в третий раз консулом Марк Агриппа.
В те далёкие времена площадь перед Пантеоном была намного больше теперешней (в её центре, приблизительно там, где сейчас находится фонтан с обелиском, стояла Арка Благочестия), что позволяло древним римлянам и гостям столицы вполне оценить архитектурный шедевр с мраморной облицовкой, лепниной, сияющей бронзой на куполе и в портике.
Но и сейчас Пантеон производит ошеломляющее впечатление.
Особенно если первый раз (как мы, в ту нашу первую поездку) подойти к нему с тыла, со стороны Площади Минервы именно с этой стороны сохранилась самая старая часть древнего здания Агриппы с остатками Базилики Нептуна и Оград Юлия.
В этом путешествии по Италии я часто с завистью вспоминала наших путешественников прошлых веков писателей, поэтов, художников. Вернее, их итальянские впечатления. С завистью потому, что у нас есть фотографии, кино-видео-интернет, мы можем погулять по тому же Риму с помощью гугловского жёлтого человечка и рассмотреть любой закоулок, не выходя из дома, и то мы охаем и ахаем, увидев живьём тот самый закоулок. Они были счастливее...
После первой поездки в Рим я из любопытства прикинула по карте наш тогдашний километраж прошли мы тогда около 80 километров.
Несколько раз мы проходили мимо Пантеона, непременно заходя внутрь, мы были там и утром и вечером, и в сумрачный день и в день солнечный.
Уже снаружи эта облезлая громадина из монолитного бетона, точный состав которого до сих пор неведом, затмевает и подавляет все соседние строения их в этот миг просто не замечаешь. Стоишь с отвисшей челюстью. А потом заходишь внутрь...
Огромный цилиндрический зал с нишами освещается единственным отверстием-окном, Оком, в кессонированном куполе. Символика купола ещё одна загадка: пять рядов по 28 кессонов вокруг Ока.
В попытке найти отгадку предлагался даже такой вариант ага, со схемой Коперника.
Однажды нам повезло очутиться там ночью, спрятавшись от дождя, и застыть от увиденного чуда: из чёрной дыры купола в центр храма тихо плюхались дождевые капли. Дождь в церкви, лужа на мраморном полу как кролик загипнотизированный смотрела я тогда на это мокрое дело.
Говорят, в полдень 21 апреля, в день рождения Рима, солнечный луч падает к порогу Пантеона. А жарким августовским днём из Ока, будто луч прожектора, лился яркий сноп света, солнечным зайчиком гуляя по стене огромного круглого зала...
Отобедав по соседству, на площади Марии-Магдалины, решили планов на сегодня не строить, путеводители не открывать, а просто так гулять.
И если первая встреча с городом была сплошным вспоминанием Рима (вспоминанием прочитанного, продуманного), то вторая стала воспоминанием о нашем Риме : слова "А помнишь..." сопровождали нас в нынешней прогулке по городу.
Театрально-скульптурная Пьяцца Навона фонтаны, церковь Святой Агнессы с поразительным интерьером, дневной вернисаж и вечерний музыкальный салон...
А помнишь, как тут один художник хотел предложить мой портрет нарисовать, да не успел я на него так зыркнула с перепугу, что его будто ветром сдуло?
По-домашнему уютная, несмотря на своё убийственное прошлое, Кампо-деи-Фьори овощи-фрукты-цветы, забота о людях в уличных ресторанах: газовые обогревалки тогда, зимой, водные распылялки-охлаждалки сейчас, летом...
А вон наш ресторанчик! Помнишь, какая здесь вкусная лазанья была? А кьянти?!
Потом мы прошли по красивейшей Виа Джулиа, поглазели на остатки Театра Марцелла, заглянули к Фонтану Черепах, остановились у Ареа Сакра с развалинами храмов времён Республики и направились к Фонтану Треви вечному бенефицианту.
Говорят, его прославил кинематограф 1950-х годов, а небольшая площадь перед фонтаном была раньше местом если не пустынным, то уединенным. Но поверить в то, что это чудо из-за угла хоть однажды за всю свою историю оставалось совсем без зрителей, почему-то очень трудно, не хочется верить сейчас здесь всегда аншлаг.
И крошечная площадь перед фонтаном это одно из многочисленных мест в Риме, где время останавливается, и нужно прикладывать неслабые усилия, чтобы переместить себя в иную точку, в другие места...
Площадь Испании со своей лестницей, Дырявой лодчонкой, церковью Троицы-на-горе и зимой хороша, а летом просто изумительна! Горшков с глицинией по бокам лестницы не стояло, а вот путников обезноженных на ней сидело предостаточно.
Мы, конечно, тоже присели, жмурясь от закатного солнца, а потом поднялись-таки наверх, на террасу-кафе, и вот там уже присели с удовольствием с видом на огромный купол Собора и розовеющий небосвод.
А завершился день глубокой ночью, под звон бокалов на любимой Пьяцце Навона...
6 сентября 2013 года
Продолжение Рим, день второй
Наверх