ГлавнаяГде  бывали Что  видалиПосудная лавка O...pus'ы

По Золотому Кольцу России
Рассказы
Автопутешествия по Золотому Кольцу
Фотографии

Что есть и чего нету  в Великом Ростове

Золотое Кольцо — 2008

 
Фотоальбом  Ростов Великий и окрестности
Оглавление

Пролог

Кремль — озеро Неро

День второй

Церковь Иоанна Богослова на Ишне
и Варницкий монастырь

Накануне на катере мы разговорились с экскурсоводом Ириной о сегодняшнем житье-бытье Ростова и были поражены, с каким достоинством, с печалью и любовью она говорила о городе. Тогда же она и поведала, что по утрам в Успенском соборе идёт служба.

Утро красило нежным светом стены древнего кремля, тихий благовест разносился над спящими улицами и улетал в изумительно синее небо, когда мы вышли из гостиницы.

Полуразрушенное крыльцо собора мы уже видели и понимали, что идёт реставрация, но такой разрухи внутри я не ожидала: фрески сбиты, иконы содраны, вместо интерьера — руины.

Таким когда-то показал владимирский Успенский собор Андрей Тарковский в фильме «Андрей Рублёв»: разграбленным, разрушенным, испоганенным — там тоже брат шёл на брата.

В соборе было совсем немного прихожан, они не смотрели по сторонам, каждый видел что-то внутри себя — меня же эти раскуроченные стены попросту прибили.

Достояние республики, как говорили когда-то строители "светлого завтра", пребывает в чудовищном состоянии. И это не заброшенная приходская церковь в глухом селе, а памятник культуры федерального значения, собор, который всё советское время находился на территории "архитектурно-художественного музея-заповедника". Правда, использовался собор в качестве склада.

Очень хотелось поговорить с музейными товарищами и посмотреть им в глаза — даже зная, чтó они могут ответить...

И тут вспомним план-схему кремля: Успенский собор со звонницей на плане есть, но их как бы и нету… Точно так же как и церковь Григория Богослова в Митрополичьем саду: с одной стороны, вроде бы, храм, а с другой — служебное помещение музея.

Успенский собор был закрыт в 1930-х годах, церковные ценности изъяли, что-то перепало музею, а в соборе разместился склад кофе-цикорной фабрики. В 1990-годах храм возвращён Церкви, хотя и остаётся частью комплекса «Ростовский кремль», но не как музейный объект, а как туристический экспонат.

Он ничей, этот собор.

Говорят, свято место пусто не бывает — ещё как бывает... Или — уже не свято.

С ощущением жуткой безнадёги вышла я из храма, что было неправильно. Надо было как-то от этого ощущения избавляться, и спасение пришло откуда не ждали — от обслуживающего персонала нашей гостиницы.

После завтрака завернули мы на «ресепцион» — заказать такси и решить возникшую бытовую проблему.

— Скажите, пожалуйста, а полотенца поменять можно? У нас в номере настолько холодно, что они со вчерашнего дня мокрые.

— Ой! Я сейчас скажу горничной, — выглянула из-под чёлки Мальвина.

Через пять минут раздался стук в номер — горничная сунула в руки СБ чистые полотенца и молча пошла дальше.

— А куда мокрые-то девать? — спросил он скрывшуюся за коридорным поворотом горничную.

— Да бросьте куда-нибудь, — донеслось в ответ.

Настроение улучшилось. А мокрые полотенца так и валялись потом в ванной — больше суток, вплоть до нашего отъезда.




Накануне, подъезжая на поезде к Ростову, увидели мы, как слева от дороги мелькнуло на поляне вишнёво-коричневое чудо — деревянная церковь Иоанна Богослова. Туда и вёз нас молчаливый таксист на новенькой иномарке по раздолбанной дороге.

Когда-то здесь шумела полноводная река Ишня, перевоз через которую держал Авраамиевский монастырь. Перевоз — дело прибыльное, таможня, можно сказать. И в 1687-1689 годах — опять при митрополите Ионе Сысоевиче — была построена здесь церковь. Не хочется богохульствовать, но — не для замаливания ли монахами грехов их начальников, одержимых тельцом златым?

По легенде, церковь сама приплыла по реке да и встала тут, как корабль мачтовый.

Странное дело: эта ассоциация с кораблём не покидала, пока я со всех сторон обходила храм, задирая голову то на сияющую лемехом главку, то на игрушечную пикообразную башенку колокольни, — деревянная церковь в забытой всеми глуши напоминала парижский Нотр Дам.

Понятно, что приходившие в ветхость срубы время от времени заменяли новыми, сохраняя пропорции старых, — возобновляли и эту церковь, разумеется. Кстати, очень интересно сравнить фотографию нынешней церкви с той, что сделана была сто лет назад тем же Прокудиным-Горским — церковь практически не изменилась, да и деревья того же роста.

Возможно, конечно, что перед нами действительно XVII век, хотя если это так, то сохранность деревянного храма должна восприниматься не иначе как чудо, особенно помня отношение государства к религии в прошлом веке, когда каменные-то церкви и монастыри превращались в руины.

Один из таких монастырей и был у нас впереди.




Ростовское княжество, как известно, — место рождения великого "молитвенника и печальника земли Русской" Сергия Радонежского.

Биографию Сергия, «Житие», впервые написал в 1418-1422 годах его ученик Епифаний Премудрый, бывший в молодости монахом Григорьевского монастыря (того самого, что располагался в Ростове на месте будущей резиденции митрополита Ионы), а жизнь окончивший в монастыре, основанном Сергием на радонежской земле.

В дальнейшем «Житие» редактировалось и переписывалось бесчисленное количество раз, в результате чего степень достоверности сведений о преподобном Сергии можно назвать весьма условной.

Читаем и сравниваем.

Сайт Московской Патриархии



Сайт Троице-Сергиевой Лавры



«Жизнеописание Преподобного Сергия» — Е. Голубинский, профессор Академии Русской церковной истории, 1909 — на том же сайте



Публикации ИРЛИ Академии наук



«Житие и чудеса Преподобного Сергия», Епифаний Премудрый:

"Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных — от отца, звавшегося Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божиими угодниками <...> Бог не попустил, чтобы младенец, которому предстояло воссиять, родился от неправедных родителей, но сначала Бог создал и предуготовал таковых праведных родителей и потом от них произвел Своего угодника <...>

Хочу также поведать о времени и годе, когда родился Преподобный: в годы правления благочестивого, славного и могущественного царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе Константинопольском Каллисте, Патриархе Вселенском; Преподобный родился в Русской земле в годы княжения Великого князя Тверского Димитрия Михайловича, при Архиепископе Преосвященном Петре, Митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла.

Раб Божий Кирилл <...> владел большим имением в Ростовской области, он был славным и именитым боярином, имел большое богатство, но к концу жизни, в старости, обнищал и впал в бедность."

Год рождения Варфоломея Кирилловича, по Епифанию, получается 1322-й. А вот раб Божий Кирилл остался бесфамильным.

В источниках, касающихся истории создания Троице-Сергиевого Варницкого монастыря, в качестве аргументов можно прочитать:

"<...> ко времени основания обители в Ростове были еще живы люди, знавшие от своих родителей, где находилась усадьба боярина Кирилла, отца Преподобного."

Странно, что при такой памяти до нас не дошла фамилия (или кличка) боярина Кирилла.

Епифаний Премудрый, рассказывая о переселении боярина Кирилла, писал:

"<...> многие другие люди переселились с ним из Ростова в Радонеж. И были они переселенцами на чужой земле, в числе их — Георгий, сын протопопа, со своими родными; Иван и Федор, из рода Тормоса; Дюдень, зять его, со своими родными."

И дальше идёт сноска:

"В русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя — Тормосовы и Дюденевы."

А вот про родителей Сергия, благородных и благоверных, никаких дополнительных сведений, кроме имён, почему-то не сохранилось.

На все эти неточности, в принципе, можно было бы и не обращать внимания, если бы не приходилось сталкиваться с датами, которые не лезут ни в какие ворота вновь возведённой обители в Варницах.

Сергий Радонежский был причислен к лику святых по разным источникам между 1448-м и 1452-м годами, а датой основания Варницкого монастыря принято почему-то считать 1427 год. В этом году, в соответствии с летописным утверждением Ростовского архиепископа Ефрема, им, Ефремом, был заложен монастырь в честь Преподобного Сергия.

А профессор Академии Русской церковной истории Е.Голубинский в своём труде писал:


По поводу выбора места нового монастыря тоже существуют разные версии.

Архиепископ Ефрем утверждал, что заложил монастырь на том месте, где стоял дом боярина Кирилла, отца Сергия, в отрочестве Варфоломея, и указывал конкретный день — 5 июля, день обретения (в 1422 году) его мощей.

И есть другое предание, отражённое и в иконографии, и в живописи, согласно которому монастырь построен на месте видения отроку Варфоломею ангела в виде инока.

В общем, много всего непонятного; неизвестно даже, как называлось то поселение, где родился Сергий.

Так что месторасположение Варницкого монастыря можно считать символическим, но, безусловно, связанным с именем Сергия, поскольку, если его отец и вправду был землевладельцем, то вполне мог иметь коммерческий интерес в данной местности: название села Варницы связано с добыванием соли — здесь когда-то были соляные варницы.

В конце XV века монастырь уже упоминается в документах, и с того времени начинается его нелёгкая судьба.

Удалённость от Ростова не могла содействовать притоку богомольцев, и если до начала XVIII века обитель ещё пользовалась спонсорской поддержкой Троице-Сергиевой Лавры, то после реформ Петра I и Екатерины II она попусту обеднела, хотя каменное строительство началось именно в екатерининское время.

К середине XIX века сложился тот архитектурный ансамбль монастыря, в который входили Троицкий собор, Введенская и Надвратная церкви.

В 1919 году монастырь был закрыт, в 1930-х годах его соборы взорвали.

Восстановление монастыря началось несколько лет назад, и сейчас перед нами предстал новый, нарядный и слегка декоративный монастырь.

Относиться к евроремонтам монастырей и храмов можно по-разному.

Для того поколения, которое помнит клубЫ пара над бассейном «Москва», разрушенные монастыри Суздаля, поросшие деревьями стены заброшенного дворца в Царицыне, — "восстановленные" новоделы вряд ли будут греть душу.

Но нам на пятки наступают другие поколения.

И, возможно, те, кто в этот субботний день то чинно разгуливали по дорожкам монастыря в ожидании службы, то скакали по ступенькам храма и, оступившись, поминали тонкое, испечённое на сковороде изделие из теста, смогут взрастить в себе силу, способную вдохнуть жизнь в этот пока ещё безжизненный монастырь.

Не уверена, что сюда надо ехать специально — ну если только по дороге к удивительному месту, где, несмотря на вихри враждебные, столетьями веющие над ним, сохранился потрясающий ансамбль XVI-XVII веков...