Какое право было у Московского князя считать «своим» монастырь, располагающийся на территории чужого княжества, опять непонятно.
Но местный игумен Питирим крестил его сына, будущего Великого князя Всея Руси Ивана III, а когда у Василия II Тёмного начались разборки с братьями многоюродными, то "в стенах Борисоглебской обители находил (он) приют".
Сретенская половина Ростовского княжества давно была частью Великого княжества Владимирского и управлял ею московский наместник, а в 1474 году сын Василия Тёмного Иван III выкупил у номинальных Борисоглебских князей за пять тысяч рублей и вторую половину.
Ростовское княжество перестало существовать, став частью княжества Московского.
Каменное строительство в монастыре началось при следующем Великом князе, Василии III, в 1522 году была заложена первая каменная церковь монастыря. Как сказано в «Житии», собор святых страстотерпцев Бориса и Глеба, трапезная с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы и братские кельи "выстроены с помощью великих страстотерпцев
Христовых Бориса и Глеба и основателей монастыря, преподобных Феодора и Павла. Трудился над постройками ростовец мастер церковный каменноздатель Григорий Борисов".
А при Иване Грозном, провозгласившем себя царём, и монастырь зажил по-царски: ему, монастырю, были пожалованы огромные территории, что позволяло увеличивать монастырскую казну, выделены средства на строительство новых каменных
стен, а в годы опричнины царь зачислил обитель в разряд «опричных государевых богомольцев» ввёл монастырь в состав свободной экономической зоны.
Не иссякал и финансовый поток на помин душ всех систематически умиравших жён царя и убитого им старшего сына Ивана. В этот же монастырь поступает список казнённых им соратников и сподвижников, числом более трёх тысяч, вместе с конфискованной собственностью далеко не бедных «врагов народа» в качестве бонуса за усердное поминание
убиенных и замаливание многочисленных грехов самодержавного убийцы.
Монастыри в то время выполняли роль крепостей, призванных защищать князей с чадами и домочадцами в случае нештатной ситуации, внутренней или внешней. Поэтому лояльность настоятелей монастырей, а соответственно и монахов, была необходимым условием их, монастырей, процветания.
Но Борисоглебский монастырь пользовался особым, отдельным, опричным расположением всех Великих князей и царей его «особость» очевидна, когда рядом с христианской символикой видишь в монастыре символику государственную.
Финансовые и материальные вложения в монастырь не прекращались и с приходом к власти сына Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, а де-факто Бориса Годунова. Именно в его царствование, в 1589 году, Ростовская епархия становится митрополией
(одной из четырёх на Московии), и этот факт становится главным подарком и для Ростова, и для Борисоглебского монастыря к середине XVII века монастырь считался одним из богатейших в митрополии.
А в конце XVII века, одновременно со строительством своей резиденции, неутомимый митрополит Иона Сысоевич начинает перестройку и этого монастыря.
Вокруг увеличенной территории возводятся мощные каменные стены с массивными боевыми башнями по периметру и двумя проездными воротами, со стороны Ростова и Углича, украшенными такими же фланкирующими башнями, как у ворот Митрополичьего двора.
Вот к одним из этих ворот и подвёз нас таксист.
Вышли мы из машины и ахнули: в полнейшей глуши, при пустой дороге, напротив не то леса, не то парка стоит
каменное резное чудо арочная галерея с висячими гирьками и высокой надвратной церковью...
Вот именно так ни стен мощных, ни башен, ни проездных ворот увидела я в первое мгновение Борисоглебский монастырь.
От роскошной галереи глаз нельзя отвести на дугах пяти входных проёмов расположились и фрески, и изразцы, и каменные гирьки...
Арочные столбы галереи представляют собой сплошную резьбу по белому камню с вкраплением государственной символики двуглавых орлов, коих раньше в монастырях мы не видели.
Народ и партия едины, понимаешь...
А над Святыми (южными) воротами вздымается Сергиевская церковь (1679 г.), рядом с немаленькими башнями кажущаяся просто огромной.
Стены церкви лишены каких-либо украшений, будто предлагая всё внимание обратить на богато декорированную галерею, и это тоже говорит о стилевом сходстве с церквами Ростовского кремля.
Внутри храм расписан не был, зато снаружи он был расписан весь и арочные проёмы, и ворота под храмом.
И эта сплошная, ковровая роспись тоже говорит об особости об особой роли Сергия Радонежского в судьбе монастыря: обычно если и использовалась наружная роспись, то это были небольшие изображения.
Каким-то чудом сохранилась стенная роспись, которой больше трёх сотен лет: местами довольно большие яркие фрагменты, а в основном лишь черновые процарапанные наброски на камне (графья) да еле заметный красочный слой.
Но впечатление эти фрески производят ошеломляющее лики и надписи почти исчезли, и сюжет не столько узнаёшь, сколько угадываешь.
Ощущение пышной нарядности (или нарядной пышности) исчезает, как только попадаешь внутрь громадного
сводчатого проезда под Сергиевской церковью и видишь мощную толщу стен, окружающих монастырь.
А со стороны монастырского двора вообще никакого намёка на декор не видно ровной стеной вырастал Сергиевсий храм, чуть отступивший от крепостной стены, будто могучий богатырь на крепких ногах сделал шаг назад, пропуская вперёд красавицу-галерею.
И ещё одна деталь храма поразила, совсем не каноническая: вместо трех полукруглых апсид пристроен с
восточной стороны один, еле заметный, прямоугольный алтарный выступ.
Монастырский двор был пустынен, туристов не было вообще, лишь изредка туда-сюда проходили несколько монахов, да чуть в стороне вели неспешную дружескую беседу два бородача один, бесспорно, местный (скорее всего, реставратор или музейщик), а другой очевидно приезжий (то ли журналист, то ли киношник). Потеряться в таких условиях было невозможно, и мы с СБ, не сговариваясь, разбрелись кто куда.
Меня приманила звонница (1682 г.), как говорят специалисты, дошедшая до нашего времени почти в первозданном виде. Я её обошла со всех сторон, залезла в дремучие заросли, обожглась крапивой и даже не заметила такую красавицу я ещё не видела.
Скорее всего, её строили те же мастера, что возводили звонницу Успенского собора в Ростове, но то ли ростовскую звонницу жизнь хорошо потрепала, то ли мастера здесь себя превзошли, но борисоглебская несравненно краше!
Вообще-то, это не звонница, а часозвоня конструкция, при которой часы соединялись с колоколами системой тросов. Это называлось «часы с боем».
Часы исчезли в конце XIX века, нам на память осталась лишь круглая ниша из-под циферблата да загадочный сегмент окна на верхнем колокольном
ярусе: там располагался часовой механизм.
Мощная трёхярусная звонница, да ещё с шикарным её крыльцом, смотрелась бы бегемотообразно, если бы не маленькие, на тонких шейках-барабанах, главки церкви Иоанна Предтечи, располагавшейся в нижнем её ярусе.
И здесь тоже удивила апсида высокая и прямоугольная.
Батюшки святы! осенило вдруг. Так ведь это ещё один «ответ Чемберлену»!
Как известно, патриарх Никон, злой гений митрополита Ионы Сысоевича, запретил не только шатровые купола на церквях, но и прямоугольные апсиды, повелев строить полукруглые.
Звонница построена уже после смерти бывшего патриарха, и крамольная апсида уже не могла вызвать его всесильный гнев.
А с северной стороны к звоннице пристроено крыльцо необычайной красоты и разукрашенности.
Вдоль стен и столбов крыльца расположены ниши, в которые вставлены многоцветные, полихромные, изразцы с орнаментами и всадниками на конях, с копьями и пиками в руках.
Кáк изразцы (очень редкие, как говорят специалисты) умудрились дожить до наших дней, непонятно...
Подошёл СБ, стали мы вдвоём вокруг звонницы ходить, задирая головы наверх и облизываясь, как коты на сметану. И вдруг о, чудо! откуда ни возьмись, ключница добрая:
Хотите наверх?
Монастырь вообще с 1924 года был передан музею, что не мешало на его территории кому и чему только не располагаться. С начала 1990-х годов начинается возрождение монастыря, хотя часть сооружений продолжает оставаться филиалом Ростовского кремля. Звонница относится к музею, и, заплатив какие-то символические деньги, мы забрались на верхний ярус.
Ласточки со свистом носились от Сретенской церкви к звоннице и обратно, пугая геометеоприметами. За невысокими, как казалось с колокольной верхотуры, крепостными стенами утопал в зелени небольшой посёлок с бескрайними полями, переходящими в бескрайние же леса...
Лепота, сказал бы Иван Васильевич, озирая территорию монастыря, больше похожую на лесопарковую зону.
Над буйной кроной высился барабан с луковичной главкой самой древней каменной церкви монастыря, во имя первых русских мучеников князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, той, которая была заложена в 1522 году якобы на месте деревянной, построенной по указке Сергия Радонежского.
Храм перестраивался неоднократно. Изначально он был одноглавым, небольшим, с узкими щелевидными окнами, почти без росписей.
В XVIII веке его расписали, в начале XIX к западному фасаду пристроили придел Ильи Пророка, потом возвели ещё четыре главы, а в начале XX века храм заново был расписан в стиле В.Васнецова.
На одной из фотографий Прокудина-Горского есть вид монастыря с востока храм Бориса и Глеба был тогда ещё пятиглавым.
Теперь храм опять одноглавый, хотя в статьях часто по инерции пишут о нём как о пятиглавом.
Внутри собор оказался в весьма приличном состоянии по сравнению с Успенским в Ростове, да и придел Ильи Пророка, где находится гробница старца Иринарха, выглядит лучше, чем крыльцо Успенского собора. И так же как там, чудом каким-то и здесь сохранилась фреска
на паперти Богоматерь с «васнецовскими» глазами.
От главного входа в собор уходит вниз, в сторону монастырской стены, тропинка там, у сáмой стены, стоит восстановленная келья монаха-затворника Иринарха (1548-1616 гг.), предсказавшего царю Василию Шуйскому "пленение Руси
поляками" и благословившего на ратные подвиги М.Скопина-Шуйского и Д.Пожарского.
«Поляки» в монастыре были, но разрушений не учинили, что говорит, скорее всего, о неоказании сопротивления. Ян Сапега, по легенде, беседовал с Иринархом, в результате чего якобы не только не тронул монастырь, но и оставил в подарок Иринарху захваченную в боях с московитами хоругвь с изображением архангела Михаила. Правда, по другой версии, хоругвь эту он потерял.
В этом месте, у спуска с холма, на котором стоит храм Бориса и Глеба, вдруг начисто пропало ощущение пребывания на монастырской земле: ты будто попадаешь в сказочный дремучий лес с соснами до неба, густыми ветками укрывшими небосвод, с канареечного цвета полянами, с цветущей, высотой
по пояс, травой...
Я бродила по этой дремучести в поисках фоторакурсов, то обходя деревья, то приседая, то пятясь, то глядя назад, то не глядя, и вдруг очутилась... сразу не поняла где.
Меня накрыло колпаком, куполом, я стояла под громадной елью, опустившей свои мохнатые лапы-крылья до самой травы, будто спрятавшим, укутавшим... Я будто оказалась в шалаше, сквозь ветки которого проглядывала яркая солнечная поляна с цветами.
Одному Богу известно, сколько лет той ели и сколько всего она видела, я трогала ладонями её ствол, гладила
сочные иголочки с малюсенькими шишками, и вылезать из укрытия совсем не хотелось...
СБ в это время ожидал послеобеденного открытия собора мы собирались купить там набор старинных фотографий монастыря. Трапеза у братии состояла, похоже, не из одной перемены блюд, и мы пошли в сторону самого красивого надвратного храма монастыря Сретенского (1692 г.).
Сретенский храм с северными воротами расположен точно напротив ворот южных с надвратной Сергиевской церковью.
И, так же как южные ворота, северный вход в монастырь намекает на особое место этого монастыря в истории государства
Российского на стене церкви замечены были двуглавые орлы.
Со стороны монастырского двора храм выглядит мощным, высоким, ярким, но строгим. И совсем другое дело со стороны въездных ворот, от посёлка.
Когда-то давно, когда мы в очередной раз собирались поехать в Ростов, я увидела картинку, меня поразившую, яркий оранжевый зáмок, какой-то абсолютно «не наш», заморский, сказочный...
Вот эта картинка и ожила, когда мы прошли сквозь северные ворота монастыря, вышли на небольшую площадь и оглянулись.
Этот храм одно из последних произведений мастеров «ионинского стиля» и, на мой взгляд, одно из совершенных, вместе с надвратной церковью Иоанна Богослова на Митрополичьем дворе с её галереей и башнями.
А так выглядели северные башни монастыря и галерея Сретенской церкви сто лет назад.
Конечно, что-то общее есть у обоих надвратных храмов, но Сергиевская церковь смотрится более приземистой может быть, за счёт более широких проездных ворот. Каменная резьба, вроде, в том же стиле, но Сретенская более декоративна тут и сочетание жёлтого и белого цветов, и килевидные наличники на окнах, да и башни-кубышки совсем не грозно выступают вперёд, а будто подбоченясь.
И ещё... Конечно, чувствуется общность стилевых приёмов кремлёвских въездных ворот и монастыря, бесспорно
общее идейное руководство строительством митрополита Ионы Сысоевича, но борисоглебские мастера, безусловно, переплюнули ростовских по части изящества и декора.
А выходили когда-то северные Сретенские ворота Борисоглебского монастыря к базарной площади уездного города Борисоглебска, возникшего в стародавние времена как слобода при монастыре.
Слободские крестьяне были специалистами широкого профиля, качественно и в срок выполняли заказы обители, богатели, грань между возвышенным и земным стиралась.
И к концу XIX века вдоль северной монастырской стены на средства монастыря возведены были каменные торговые лавки, которые стали сдаваться в аренду купцам и зажиточным крестьянам.
В одну из этих лавок с названием «Умелец» мы и зашли. Это действительно была лавка, сельпо ну, если кто знает, что такое сельпо. Две женщины с грустными и добрыми глазами пили из кружек чай и, поздоровавшись с нами, спросили:
А хотите с нами?
От чая мы отказались, и, пока мы разглядывали товары народного творчества, девушки разглядывали нас.
Туристы Борисоглебск не балуют вниманием, сувенирный бизнес прибыли не приносит висят на стенах магазина смешные лохматые домовые и прочие обереги, стоят на прилавках разрисованные в монастырской тематике кружки, лежат на подставках тарелки с авторскими работами по сумасшедшим для местных жителей ценам.
Купленная тарелка была бережно укутана несколькими слоями серой бумаги и замотана скотчем, мы направились назад к воротам, а грустные девушки снова сели пить чай...
В Сретенской церкви располагается вход в музейную экспозицию монастыря на крытые переходы северной
крепостной стены и на самую высокую смотровую башню, Максимовскую.
По крутой лестнице поднялись мы на второй ярус церкви, где при входе сидела ещё одна грустная девушка, продававшая билеты. Я засмотрелась на изумительный белокаменный портал
с арочными колоннами и вдруг: "Вы слышите, грохочут сапоги..."
По лестнице, казалось, поднимался табун слонов то были откуда-ни-возмись-взявшиеся рокеры в кожанках, в железоподобных башмаках и с лысыми головами.
Девушка только успела сказать им во след:
Вы там только не курúте...
«О чём это она?» по привычке подумала я.
Накануне мы уже ходили по подобным крытым переходам в кремле чистеньким, ухоженным, гламурным. Переходы в монастыре поражали своей первозданностью: щебень, обломки кирпичей, полусгнившая кровля всё какое-то настоящее,
не музейное.
А монастырь сверху казался совсем другим: отсюда были видны и дымники, такие же как в кремле, и игрушечная келья Иринарха у пронумерованных стенных ниш, а каменная вязь Сретенской церкви была прямо перед глазами...
Путь по стене оказался недлинным мы оказались у входа в Максимовскую башню.
Вошли, огляделись: над внутренней площадкой с окнами-бойницами высится деревянный высоченный шатёр, в центре площадки устроена крутая лестница, ярусами-спиралью уходящая вверх. И на деревянных перилах приклеены запрещающие знаки перечёркнутая сигарета.
«Да уж... вспомнила я обращение к рокерам. Ежели что, то вряд ли...»
Поползли мы по лестнице.
А она мало того что крутая, но ещё и узкая, скрипящая и трепыхающаяся. И чем выше мы
поднимались, тем эта лестница становилась более узкой и крутой, а площадки для разворота на следующий ярус, скорее, походили на подставку для куклы Барби.
И вдруг на полпути, когда от страха уже стали подрагивать все конечности, после того как сдуру вниз
посмотрела, над нашими головами затопали железными сапогами слоны, а вся деревянная конструкция затрепетала, как ажурная занавеска от лёгкого сквозняка.
Ой, мамочки, голосил сверху один лысенький, ещё не видя нас. Я ж не слезу отсюда никогда...
«Лишь бы не закурил на нервной почве», почти в бессознательном состоянии подумала я, вцепившись в деревянную перекладину в надежде утяжелить конструкцию своим хилым весом.
В общем, на самую верхнюю площадку выползла я на карачках колени отказывались выпрямляться. Так и
любовалась, полусогбенная, незабываемыми видами, которые открывались со смотровой башни.
Монастырь, посёлок, окрестные красóты, бескрайние леса всё было как на подносе: и Благовещенский собор (1524—1526 гг.) с красивейшими настоятельскими покоями, и кирпичные развалины братского корпуса, внутри которого произрос густой мини-лес, и прямоугольная апсида Сретенского храма, подтвердившая догадку о неслучайности подобной детали в монастыре...
Спуск с башни это был чистый экстрим: в полутьме, по почти отвесным лестницам...
Успокаивало одно: вряд ли меня привело в монастырь, чтобы тут угробить!
А спустившись, посмотрела я на Максимовскую башню и подивилась: и чего так страшно было?! Так себе башенка всего-то 38 метров!
Максимовская башня самая высокая среди 14-ти башен крепостной стены, а вообще башни и стены монастыря возводили на протяжении XVII века, и стилевое их разнообразие становится очевидным при ближайшем рассмотрении, вернее, при обходе вокруг монастыря. И впечатление от этого взгляда «снаружи» одно из сильнейших.
Мы обошли монастырь с трёх сторон (на восточную сил уже не хватило), начиная с южной, самой древней с
проездными воротами и Сергиевским храмом. Мощные стены с бойницами и башни-многогранники по углам вот и вся система обороны.
Очень интересен монастырь с запада, со стороны пруда, в котором отражаются и стена, будто состыкованная из разных деталей, и башни с шатрами и куполами.
И самое красивое отражение в пруду было от потрясающей красавицы северо-западной башни, очень похожей
на своих старших сестёр в Ростовском кремле.
Не обойти пруд, чтобы сфотографировать монастырь со стороны, было невозможно. А вот искать рождённые в муках творчества шедевры «монументализЬма» желания не было.
Неутомимый наш скульптурный гений изваял затворника монастыря Иринарха и героя Куликовской
битвы Пересвета, который якобы одно время был монахом Борисоглебского монастыря, и осчастливил своим подарком Борисоглебск. И теперь у местных жителей появилась возможность культурного проведения досуга под названием
«найди десять отличий».
А мы снова оказались перед башнями северных ворот, мощными и нарядными одновременно, вместе с изумительным храмом кажущимися неуместными своей королевской пышностью среди приземистых домишек на почти безлюдной площади.
Монастырская братия наконец-то отобедала, купили мы в соборе всё, что хотели, и направились к южному выходу.
Три часа пролетели незаметно в этом удивительном месте; через несколько минут должен был подъехать наш таксист, и мы его ожидали в бывшем парке, от которого осталось лишь воспоминание никому не нужные столбы.
И этот парк, расположенный почти впритык к воротам, никак не давал сделать фронтальную фотографию ветки деревьев, будто опахала, качались над куполами...
Таксист, три часа назад остановивший здесь машину, вряд ли сделал это сознательно так ему было проще, ближе от дороги. Но мы ему были благодарны: безлюдье, густой лес, тишина всё это только усилило первое впечатление от красоты и мощи монастыря.
Во многих статьях и изданиях и в инете, и в книгах приводятся слова французского писателя Ж.-П. Сартра, который после посещения в 1961 году Борисоглебского монастыря сказал: