Избранные места из перепискиИталия на авто 2010
|
|
Пролог,или Я ехала домой...После возвращение из этого путешествия подруги-друзья близкие-далёкие,
натуральные-виртуальные хронически-систематически спрашивали: Ну как тебе Рим на этот раз? Как Венеция? А Флоренция?..
И трёх лет не прошло вот вам избранные места из переписки-разговоров с друзьями-подругами об
избранных местах Италии.
|
| Каждый раз, когда ты спрашивала меня о моём отношении к Риму, я отвечала нечто невразумительное, цитируя старую советскую песню: и не то чтобы да, и не то чтобы нет.
Та первая (внезапная, практически незапланированная) поездка на новогодние каникулы действительно произвела совершенно неожидаемое впечатление. Теперь я понимаю: это был эмоциональный удар. И этот удар, к которому, казалось, была готова всеми фибрами души, пришёлся аккурат по тем самым фибрам ни вдохнуть, ни выдохнуть. Нокаут.
В состоянии сомнамбулы, с выражением тупого очумения смотрела я на Рим и, как ни пыталась, не могла понять свои ощущения от увиденного. Чувства мгновенной влюблённости не было. Но и отторжения, которое, как писал Павел Муратов в «Образах Италии», настигает почти каждого при первой встрече с Городом, тоже в себе не находила. И то самое, муратовское, «чувство Рима», которому
я так хотела отдаться, поглотить меня не спешило что-то ему мешало. Или мне. Что сформулировать тогда не смогла.
Понимание пришло позже, после этой, второй, поездки в Италию.
Городов на нашем пути было много
Рим, Чивита ди Баньореджо, Орвието, Флоренция, Пиза, Лукка, Сиена, Абано Терме, Падуя, Венеция, Верона. Впечатлений ещё больше. И общие картинки увиденного, стоп-кадры городов-соборов-фресок, конечно, отпечатались в клетках памяти, а вот деталей
(того множества деталей, которое формирует целостность восприятия) ни глаз, ни мозг запоминать не успевал ни отрешиться, ни воспарить времени не было. И лишь разбирая фотографии и формируя фотоальбом, всматриваясь в монитор, увидела я то,
что видела в тех городах-соборах, вернее то, что успевала фотографировать в течение двух недель.
А в первый раз в Риме, в январе, вообще был короткий световой день, было пасмурно на улицах и темно в соборах; многое хотелось увидеть, а рассмотреть не получалось Лиса и виноград, в общем.
Вот тут-то и осенило: опухшего или усохшего от голода человека во избежание летального исхода нельзя подпускать к столу с яствами-разносолами, кормить досыта, и тем более впрок. Его, бедолагу, сначала нужно убедить, что жизнь его кончается не завтра, успеет ещё налопаться.
И не успело осенить, как случайно, по совсем другому поводу открыв «Диалоги с Иосифом Бродским» (С.Волков), наткнулась на весьма сходную мысль:
|
"...на полное усвоение увиденного у меня действительно уходило довольно-таки много времени и энергии. И я, в итоге, не думаю, что увиденное я понял. Не думаю, что я это знаю. Потому что за любым явлением культуры, будь то фасадик или там картинка, стоит масса информации, которую нужно усвоить. На каждый собор, на каждую фреску смотришь довольно долго и пытаешься понять: что же тут произошло, что вызвало к жизни это чудо? Подобные чувства у меня особенно сильны в Италии, поскольку это колыбель нашей цивилизации. Все прочее вариации, причем не всегда удачные. А
итальянские впечатления ты впитываешь с особой остротой, поскольку они относятся непосредственно к тебе, к твоей культуре. И этим нужно заниматься серьезно, а не скользить по поверхности. И у меня ощущение постоянное, что я всей этой массы информации
усвоить и осознать не в состоянии..."
|
После первой поездки в Рим шло время, мелькали города, моря и страны, но, странное дело: чем дальше, тем чаще вспоминались его запахи и звуки, суматоха и безмолвие, бесформенные огрызки форумов и безукоризненное
совершенство скульптур, живописность церквей и архитектурность фонтанов Рим не отпускал. И однажды как звонок будильника в час ночной: хочу в Рим!
Долго уговаривать СБ не пришлось и вот уже на майские праздники забронированы отели в Риме и Флоренции, куплены билеты, листаются путеводители. Я ехала домой...
Почему домой? Хотелось бы не цитировать, да без цитат не обойтись. |
"...Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр все это мне снилось. Я проснулся опять на родине..." (Н.Гоголь В.Жуковскому, 1837)
"...В Риме, выходя в город идёшь домой. Город есть продолжение гостиной, спальни. То есть, выходя на улицу, ты опять оказываешься дома." (И.Бродский С.Волкову, 1981-1992) |
Каждый здесь говорит о своём, но оба об одном: Рим ждёт тебя. Это может показаться звонкой фразой и мне так и казалось, пока не прошибло: ё-моё, а он ведь ждал меня тогда!
Ждал с того дня, когда в начале 1990-х среди полуголых прилавков соседнего овощного магазина на сиротливо притулившемся столике с газетной продукцией увидела я шикарную книгу, от названия которой помутилось в очах, «Образы Италии», П.Муратов. Это было первое издание в России после выхода очерков в 1912 году,
теперь эта книга раритет. Каким чудом занесло её тогда в тот вонючий овощной отказываюсь понимать. Не иначе чтоб мне попасться на глаза.
Имя Павла Муратова, умнейшего человека и незаурядной личности, было уже знакомо по мемуарам
писателей, художников, историков Серебряного века. Были прочитаны (в журнальном и самиздатовском вариантах) и книги Берберовой, которая с восхищением отзывалась о нём, своём римском чичероне. Фантастическая Нина Берберова, чей триумфальный приезд в 1989 году стал
едва ли не самым ярким культурным событием тех лет, говорила в эмиграции: «Я не в изгнании, я в послании». И была права: все они, та первая волна эмиграции, были посланниками, хранителями русской культуры на чужой земле, и в 1990-х к нам
стало возвращаться то, что они спасли и сохранили. Именно так расценила я тогда явление мне Муратова среди картошки и капусты как послание оттуда.
И хотя никакая Италия даже в гипотетическом смысле не могла тогда стать для меня предметом вожделения, несмотря на то что в голову не приходила возможность когда-либо путешествовать по её городам, вопреки здравому смыслу и логике
тогдашней жизни туманные, иллюзорные, невидимые образы манили. И приманили-таки!
Тогда, в начале января, прилетели мы в Рим поздно вечером, пока доехали до отеля, туда-сюда часы показывали второй час ночи по московскому времени. Организмы просились в койку, но мы их частично освежили и выпроводили хоть на часок! римским воздухом подышать.

Вышли к балюстраде Испанской лестницы внизу город огнями сверкает, парочки в обнимку стоят-сидят, «Баркачча» журчит...
Спустились по лестнице и направились в сторону фонтана Треви.
Путеводителя в руках нет, в руках только карта, и чтó это за колонна впереди неясно. Щёлкаю её своим карманным фотоаппаратом и замираю...
"Дывись, Голопупенко!" Узнаёшь?
|
| |
Ave, Maria, gratia plena;
Dominus tecum:
Benedicta tu in mulieribus, et benedictus
Fructus ventris tui, Jesus.
|
Помнишь, когда нам было лет 13-14, пели мы в хоровой нашей студии красивую музыку
на непонятном языке? Вот она...
То, что "Религия опиум для народа", мы, пионеры, знали тогда хорошо. Вот только не знали мы тогда, пионеры необразованные, что воодушевлённо произносим со сцены слова архангела Гавриила, обращённые к Деве Марии в момент
Благовещения по поводу зачатия ею Иисуса!
Ну ладно мы нам достаточно было знать, что это музыка Баха в переложении Гуно под названием «Аве Мария». Но КАК идеологи из горкомов, в обязательном порядке прослушивающие наши программы перед концертами на предмет выискивания крамолы, давали добро на исполнение церковной молитвы дитям в красных галстуках?!
Хоть времена были уже и вегетарианские, но был бы аппетит, сожрать могли кого угодно, а уж
понадкусывать вообще без проблем. Помнишь, приехали мы однажды с хором на студию звукозаписи, сверили нас всех со списком в бюро пропусков и девочку по фамилии Ницшнберг велено было не пущать. А мальчика-одноклассника, отличника, но сына священника, "мордовали" не только в школе ну не хотели принимать в Бауманский будущего директора крупного оборонного предприятия!
В общем, крупно повезло нам тогда с идеологами, шибкой культурой не отягощёнными...
А я смотрела на эту надпись на колонне, и только тут до меня дошло, что это именно та наша молитва, которую читают в
Дивееве, на Канавке, где и я ходила, "Богородице Дево, радуйся..."
Я знаю это, послышалось откуда-то сверху...
Слегка растревоженная, топала я по булыжной мостовой к фонтану Треви, когда на одной из стен узкой улицы увидела яркую афишу и остолбенела. Натурально застыла столбом. Не надо было знать итальянский, чтобы понять: это был анонс концерта Массимо Раньери (Massimo Ranieri).
И это о тебе я тоже знаю, будто кто-то прошептал на ухо.
Ты помнишь ты всё, конечно, помнишь! мою первую любовь?
Красивый мальчик в вельветовой курточке, вернувшийся с родителями из братской Чехословакии, произвёл фурор среди дéвиц нашего 9-Д и не только, за что был неоднократно бит грозой класса Васей Локотушкиным. А мальчик влюбился в меня, и 8-го марта вместе с обязательной мимозой подарил пластинку с песнями тогдашних звёзд итальянской эстрады.
В те времена, как ты знаешь, шансов услышать зарубежную эстраду было немного раз в год по весне в Лужниках проходили концерты эстрадных певцов социалистических стран под названием «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»; правдами, а чаще неправдами, через десятые руки, доставались и переписывались на катушечные магнитофоны (у кого они были, разумеется) плёнки-бобины с Битлами и Роллингами, Эллой Фицджеральд и Оскаром Петерсоном. И абсолютным праздником для любителей зарубежной музыки были тогда чемпионаты Европы и мира по фигурному катанию под эту музыку катались их фигуристы! Это сейчас во время подобных выступлений комментаторы трындят без умолку, оценивая тулуп или тодес, а тогда они замолкали на эти две-три минуты, понимая, насколько алчно и в каких количествах приникли сейчас микрофоны от магнитофонов к экранам телевизоров.
Как же легко было осчастливить нас тогда! Например, пластинку подарить.
Ту пластинку я заездила до дыр, до скрипа, до икоты среди сборной солянки итальянских певцов мне особенно нравился голос, который принадлежал некоему Массимо Раньери. Ни одного исполнителя с той пластинки, кроме него, я не помню. Давным-давно она вообще сгинула. "Мальчика" того тоже триста лет как нет в лучшем случае живёт где-то дедуля лысоватый. Да и не вспоминала я никогда эту историю, случившуюся даже не в той и не в позатóй жизни!
И вот же нá тебе позабытое, утрамбованное в загогулинах памяти воспряло и озадачило: тот, с божественным голосом, он что, жив?! И поёт?!
(Который раз ловлю себя на том, что поражаюсь, когда узнаю, что живы те, кого помню с детства. Хотя, казалось бы, я-то жива пока отчего бы и им не жить?!)
Интернет гениальная всё-таки вещь: я нашла записи Раньери тех лет и заслушалась, я увидела того пацана, чей голос заворожил когда-то. Не помню, чтó он пел на моей пластинке, но в найденном сейчас архиве меня очаровало исполнение тривиальной классики с гипсовой рукой наперевес O Sole Mio. Улыбка
не сходила с лица, когда слушала ещё одну известную песню в его исполнении, которую пел тогда и наш Муслим Магомаев после стажировки в театре «Ла Скала», по поводу чего мы однажды поругались с Риткой Сац, Песня влюблённого солдата (O Surdato Nnammurato). Сколько очарования, свободы, радости, счастья в юном солдате Массимо!
Наш Муслим совсем другую солдатскую историю рассказал.
Гениально! Итальянская школа! орала Ритка.
Магомаев, конечно, лучший эстрадный певец Советского Союза, но чтобы итальянские песни петь, надо итальянцем родиться, занудливо твердила я.
Ничего ты не понимаешь, сказано было мне в качестве последнего аргумента старшим товарищем: Ритка была старше, уже в высшем музыкальном заведении училась, а посему мне полагалось заткнуться.
Прошло страшно сказать сколько лет, нашего Муслима Магомаева нет уже на этом свете. А как до сих пор
поёт Массимо Раньери, "один из величайших итальянских эстрадных певцов всех времён", как написано в нашей Википедии (что приятно удивило, кстати: а вкус-то был недурён у меня-юной!), слушай!

А тогда, в тот миг, мы услышали совсем другие звуки в ночной тишине шипел-шумел фонтан Треви, заслоняя собой Палаццо Поли, в котором когда-то жила наша Зинаида Волконская, "царица муз и красоты". Малолюдной была небольшая площадь перед церковью, где обрела она последний приют.
На ступенях "амфитеатра" у фонтана обнявшись сидели редкие парочки, звонко плюхались в воду через левое плечо евро-монеты, всполохи фотовспышек время от времени освещали черноту ночи. И в этой черноте, кадром из триллера, передо мной возникли огромные белые зубы с красной розой в руке.
Зря он это сделал, негр-бизнесмен. Кто кого больше испугался спорный вопрос: отскочили мы друг
от друга, аки шары бильярдные. Морским узлом привязалась я к СБ, и попилили мы в отель баиньки.
Но это было ещё не всё.
Еле ноги волоча, подходя к отелю, подняла я глаза на яркий диск прямо над головой висела реклама-зазывалка бара-ресторана Elephant, привет от Штирлица. Штирлиц-Сбирлиц вот откуда
Риму было знать, что я буквально за пару недель до того закончила расСказку о Тенерифе?!
Знаю-знаю... слышалось путникам в ночи.
И не захочешь, да процитируешь: "Вот стою я перед вами словно голенький..."
|
Такой была первая, зимняя встреча. Казалось нежданная, оказалось долгожданная.
Туда-то, к Нему, и влекло по весне пробудившееся то самое чувство «чувство Рима». И чем ближе была дата вылета, тем сильнее будоражила организм вибрация, знакомая всем на свете влюблённым: хочу увидеть, вот уже скоро, совсем скоро, ну уже вот-вот...
А мне плевать, что тебе хочется! усмехнулся Эйяфьятлайокудль.
Сказать, что он плюнул мне в душу, ничего не сказать. Укатили мы тогда в «Лесное», и там, нарезая круги вокруг прудов и уговаривая себя, что всё, что ни делается, к лучшему, решили предпринять вторую попытку запланировать путешествие в Италию на конец лета.
И всё действительно оказалось к лучшему: количество дней прибавили, маршрут подкорректировали два дня на Рим, по неделе на Флоренцию и Абано Терме. Все отели бронировали через Букинг, машину заказывали у брокера, EconomyCarRentals. Открытые весной визы после отмены поездки не
закрывали: при повторной подаче документов просто написала заявление на имя консула с объяснением причины тогдашнего невыезда. От итальянских щедрот визы получили полугодовые.
|
|