ГлавнаяГде  бывали Что  видалиПосудная лавка O...pus'ы

По Золотому Кольцу России
Рассказы
Автопутешествия по Золотому Кольцу
Фотографии

Что есть и чего нету  в Великом Ростове

Золотое Кольцо — 2008

 
Фотоальбом  Ростов Великий и окрестности
Оглавление

Пролог

Кремль — озеро Неро
Церковь Иоанна Богослова на Ишне и Варницкий монастырь
Борисоглебский монастырь

День второй — продолжение

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь мы вообще сначала увидели накануне, когда вышли на берег Неро, — справа от кремля, далеко на горизонте, берег делает крутую загогулину, на самом изгибе которой и расположился монастырь, сияя своими куполами. И планировали мы туда отправиться назавтра с утра, но, когда на подъезде к Ростову вдруг из окон машины увидели бело-зелёный сказочный городок, в один голос сказали таксисту:

— Мы, пожалуй, здесь выйдем.



К историческим датам основания монастырей, конечно, надо относиться снисходительно.

Принято считать, что Спасо-Яковлевский монастырь основан в 1389 году неким епископом Иаковом (Яковом), после того как он вынужден был спасаться бегством от разъярённых ростовчан, язычников, — ну не принимали они комиссаров в пыльных шлемах, прорабов религиозной перестройки...

Каноническая версия события такова:

"Промыслом Божиим святитель Иаков приплыл к тому месту, где когда-то святитель Леонтий после своего изгнания построил храм в честь Архистратига Михаила."

Вот рядом с этим храмом, построенным якобы в XI веке изгнанником-предшественником Леонтием, построил Яков деревянный храм и освятил его в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы.

Три столетия из истории монастыря практически выпали, доподлинных сведений мало, да и те противоречивы. А вот в середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича и с благословения патриарха Никона Зачатьевский Яковлевский монастырь был приписан к Ростовскому архиерейскому дому, поскольку "Иякова епископа мощи лежат в том монастыре".

Митрополитом Ростовским в это время был Иона Сысоевич — это было его первое пришествие в Ростов, впереди была Москва и должность исполняющего обязанности патриарха. И неизвестно, как бы сложилась судьба монастыря, — да и судьба всего Ростова, — если бы не надоело патриарху Никону сидеть на даче на берегу подмосковной Иордани и не явился бы он нежданно-негаданно в Москву... Ну, об этом мы уже вспоминали.

Второе пришествие Ионы Сысоевича стало большим подарком для всей ростовской земли и в том числе для Яковлевского монастыря — в 1686 году вместо деревянной Зачатьевской церкви строится здесь первый каменный храм, который освящается во имя Живоначальной Троицы.

А вскоре к абсолютной власти в государстве приходит молодой царь, задумавший осуществить процесс интеграции России в европейское сообщество, а если не получится, то на худой конец превратить немытую Россию в стерильную Голландию.

Казна, как всегда на Руси, была пуста, а мощный флот и боевая армия царю-реформатору нужны были срочно — и обобрал царь-батюшка все монастыри, даже Ипатьевский, колыбель Романовых, не пожалел. А вот Ростовские монастыри пощипал лишь слегка почему-то...

«Petro primo Catharina secunda»,  — написала на Гром-камне его духовная внучка-преемница и учинила полный разгром Церкви. А некоторые ростовские монастыри отделались лёгким испугом — Борисоглебский, например.

Яковлевский же монастырь даже упрочил своё положение.

За несколько лет до секуляризации в монастыре были обретены мощи митрополита Дмитрия, известнейшего проповедника и публициста начала XVIII века, причисленного к лику святых, и просвещённая императрица проявила благоразумие: увеличила благосостояние монастыря, приписав к нему соседний Спасский, и отдала в непосредственное подчинение Святейшему Синоду — монастырь стал ставропигиальным.

Число паломников к мощам двух святителей Спасо-Яковлевского Зачатьевского монастыря увеличилось, возросло и число жертвователей. В монастыре начинается строительство нового архитектурного ансамбля, самым ярким сооружением которого становится собор во имя святителя Димитрия, и с 1836 года монастырь стал именоваться Спасо-Яковлевским Димитриевым.

Ну а когда семена секуляризации проросли чертополохом национализации, монастырь был разграблен и закрыт, а на его территории разместились более необходимые новой власти общественные организации — военные и торговые.

В 1991 году монастырь был возвращён Церкви, началось его восстановление.


История Спасо-Яковлевского монастыря связана с судьбами двух "белых ворон" своего времени — графа Николая Петровича Шереметева и графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.

Бомонд злословил и зубоскалил за их спинами не одно десятилетие. И если невероятный мезальянс Шереметева через двести лет уже не вызывает классового негодования, то косточки Орловой «перемываются» до сих пор.




От московского тракта, где мы расстались с таксистом, монастырь выглядит впечатляюще.

В чистом поле стоит зáмок с ажурными восьмигранными башнями в стиле нашей неоготики в Царицыне.

По центру невысокой крепостной стены высятся въездные северные ворота, сквозь ажурную решётку которых видны ворота южные, выходящие к озеру Неро.

А над всем этим царит — по-другому не скажешь! — такая несусветная эклектика, от которой глаза разбегаются: здесь и портики с фронтонами, и ротонды с бельведерами, и ниши с барельефами, и высокие барабаны с малюсенькими главками, и грандиозный сферический купол с московским размахом «вот такой ширины»!

Глаза у нас разбежались ещё шире, когда, войдя на монастырский двор и оглядевшись, мы застыли, как совсем недавно в Риме на Пьяцца-дель-Попполо: слева и справа стояли два храма — практически близнецы, правда, вместо египетского обелиска тут красовалась трёхъярусная колокольня.

Храм, что слева, — Дмитриевский (1795-1801 гг), — самый роскошный и грандиозный собор монастыря, он-то и царит над всем архитектурным ансамблем, приманивая проезжающих по московскому тракту своим великолепием, а точнее — велико-лепием.

Построен он на средства графа Николая Петровича Шереметева — того самого, который полюбил актёрку папенькиного театра в Кусково Парашу Ковалёву, по сцене Жемчугову, построил для неё дворец в Останкино, прожил с ней двадцать лет, тайно обвенчался и через два года похоронил, почти без свидетелей, ибо высший свет не принял графиню-холопку.

Умерла графиня Шереметева после родов — в 1803 году она подарила мужу наследника, имя которому граф Николай Петрович дал, очевидно, в честь святого Димитрия Ростовского.

Шереметев ненамного пережил любимую, посвятив остаток дней благотворительности, достраивая в память о жене дворец-больницу для бездомных, Странноприимный дом, известный нам как НИИ Склифосовского на Садовом кольце.

Казалось бы: где Шереметев с его незаконной любовью и где — митрополит ростовский?!

Но, оказывается, всё просто: дед Н.П.Шереметева, птенец гнезда Петрова, будущий фельдмаршал, а тогда просто сын киевского воеводы, Борис Петрович учился в Киевской духовной академии вместе с сыном киевского же сотника Даниилом Туптало, будущим церковным иерархом Димитрием Ростовским.

Проект храма приписывают московскому архитектору Е.С.Назарову, недавнему крепостному, прошедшему обучение у В.И.Баженова при Экспедиции Кремлёвских строений (автор подмосковного Царицына тогда был в фаворе и собирался перестраивать Кремль), строительство велось тоже крепостными графа.

Храм был освящён в 1801 году и с тех пор носит двойное название — Димитриевский Шереметевский.

Даже сейчас, когда от элементов декора остались лишь намёки, можно отметить их некую чрезмерность. А тогда это было сплошное изобилие:

"Между колоннами устроены ниши, в коих поставлены гипсовые изображения мучеников и других Святых в человеческий рост.

Подобныя изображения помещены внутри фронтонов; стены в нишах и внутри фронтонов покрыты голубою краскою, от чего скульптурныя изображения представляются в ясном и приятном виде." (Селецкий Д.С., Описание Ростовскаго Ставропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасскаго, что на Песках. СПб., 1849)

От многофигурных барельефов остались жалкие огрызки — на верхней части одного из портиков сохранился прелюбопытный вариант «Тайной вечери». В ободранных нишах вместо скульптур — пустота, кое-где сохранились наружные фрески.

В собор попасть нам не удалось, вход был закрыт, но не дверью, а дверной решёткой, сквозь которую и была сфотографирована часть его интерьера.

Декоративность и театральность очевидна и внутри церкви: вход в алтарь оформлен как портик с колоннами и фронтоном, а алтарная стена напоминает сценический задник — вполне в духе крепостного театра графа Шереметева.

А справа от Дмитриевского собора стоит его уменьшенная копия — храм во имя святителя Ростовского Иакова, Яковлевский собор (1824-1836 гг.).

В 1725 году к единственному каменному собору монастыря, Троицкому, возведённому в 1686-1689 годах, был пристроен придел, освященный в честь Зачатия святой Анны — именно так когда-то была названа первая деревянная церковь обители.

Через много лет Троицкий собор переименовали в Зачатьевский, а новый придел — в Яковлевский, в честь основателя обители Иакова Ростовского. Вот на месте этого придела и был построен новый собор — близнец Димитриевского.

Есть легенда, что таким образом было выполнено пожелание Александра I, побывавшего здесь в 1823 году и "с лестной похвалою отозвавшись об изяществе её архитектуры, присовокупил, чтобы и новый храм во имя св. Иакова сооружён был в том же вкусе".  Так архитектурными средствами были уравнены небесные покровители монастыря — Димитрий и Яков Ростовские.

И, так же как Дмитриевский собор связан с именем яркой личности — графа Н.П.Шереметева, Яковлевский — это память о графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской, самой щедрой дарительнице монастыря, на чьи средства и был возведён собор.

Её вклад в восстановление и строительство монастырей в России и за её пределами беспрецедентен. За всю свою жизнь она пожертвовала 25 миллионов рублей, по тем временам сумма огромная — годовое жалованье А.С.Пушкина, положенное ему Николаем I, было всего 5 тысяч рублей.

Пушкин, кстати, написал на неё гнусную эпиграмму, в которой, как в кривом зеркале, отразились сплетни, преследовавшие графиню, — особенно после её смерти, — о странной связи со своим духовником Фотием, архимандритом новгородского Юрьевского монастыря.

Фотий был её вторым духовным отцом, а с первым, старцем Амфилохием, гробовым иеромонахом (так называлась почётная должность того, кто следил за мощами св. Димитрия), Орлова встретилась в этом монастыре в 1817 году. Тогда что-то заставило её, любимую камер-фрейлину императрицы, самую богатую невесту в России, вместо того чтобы среди уложенных штабелями женихов отыскать достойную партию, обратиться к религии, поехать на богомолье по святым местам.

"В России всё секрет и ничто не тайна",  — обронила как-то её современница мадам де Сталь, во время пребывания в России, кстати, жившая одно время на Елагином острове, в Петербурге, во дворце дяди Анны — Фёдора Григорьевича Орлова.

Кто знает, о какой тайне намекнула нам знаменитая француженка...

"Матушка милостивая Государыня; здравствовать Вам мы все желаем <...> Урод наш очень занемог <...> Как бы сего дня или ночью не умер."

Эта записка написана бравым красавцем со шрамом на лице, братом Григория Орлова, — мил-друга новой царицы Екатерины, — Алеханом, Алексеем Орловым, который с компанией сподвижников караулил в Ропше царя Петра III, урода то есть. И, опасаясь за его хрупкое здоровье, подверженное геморроидическим припадкам, поделился своим беспокойством с матушкой-Екатериной.

Записка эта сохранилась, в отличие от следующей, написанной тоже Алексеем Орловым.

"Матушка милосердная Государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось. Не поверишь верному своему рабу, но как перед Богом скажу истину. Матушка, готов иттить на смерть. Но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не помилуешь. Матушка, его нет на свете. Но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на Государя — но, Государыня, свершилась беда, мы были пьяны, и он тоже, он заспорил за столом с князь Фёдором, не успели мы разнять, а его уж и не стало, сами не помним, что делали, но все до единого виноваты — достойны казни, помилуй меня хоть для брата; повинную тебе принес и разыскивать нечего — прости или прикажи скорее окончить, свет не мил, прогневили тебя и погубили души навек!"

"Рукописи не горят" — это как раз об этой записке. Она была брошена в огонь Павлом I в день смерти матери, Екатерины II, но одному из его приближённых и лично преданных, Ф.В.Ростопчину, удалось её скопировать.

А может быть, всё было совсем не так, и эта записка — фальшивка того же Ростопчина, и неповинен Алексей Орлов в смерти свергнутого царя. Ростопчин тот ещё был фантазёр, да и карьера его с приходом к власти Павла резко пошла вверх.

Во всех источниках, описывающих то время, упоминается жуткий триллер, режиссёром-постановщиком которого выступил новый царь Павел через месяц после смерти матери. Выкопав останки отца, 34 года пролежавшие в Александро-Невской Лавре, он сначала устроил коронование обоих покойников, а потом их воссоединение: из Лавры в Зимний дворец двинулась скорбная процессия с останками Петра III. Императорскую корону на вышитой золотом подушке нёс старый граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.

В интерпретации замысла Павла по поводу Алексея Орлова авторы, в основном, единодушны: он хотел растоптать и унизить того, кого считал убийцей отца.

Может, и так. Граф Орлов-Чесменский, действительно, после этих событий уехал в Европу, но не перестал устраивать пышные празднества по поводу тезоименитства Императора, а тот не уставал благодарить его за это. Вернулся граф Орлов уже при Александре I, который к вопросам цареубийства относился снисходительно.

Никому не известно доподлинно, что произошло в душе графини Анны Алексеевны, когда она узнала о прошлом своего отца-героя, но единственная законная наследница богатейшего московского вельможи посвятила жизнь отмаливанию его грехов.

Это он, командующий средиземноморской эскадрой граф Алексей Григорьевич Орлов, в одну ночь уничтожил вражеский турецкий флот, загнав его в бухту Чесме, объяснив на долгие годы, кто хозяин на Дарданеллах.

И это тоже он — вместе с братьями вознёсший на императорский трон, по сути, самозванку, придавивший за ненадобностью её супруга, предавший и погубивший несчастную Тараканову-побродяжку...

А может быть, отмаливала Анна Алексеевна Орлова и свою душу — кто знает...

Помогли ли молитвы и огромные денежные вклады графини Орловой-Чесменской, за три года до смерти принявшей монашеский постриг под именем Агния, войти братьям-орлам в царство небесное, никому не ведомо. Посмертная же судьба их бренных останков была страшнее павловского триллера — в 1924 году их вышвырнули из братской усыпальницы в бывшем имении В.Г.Орлова Отрада и сожгли. Та же участь постигла и прах «богомудрой девицы» Анны, как её называл Фотий, — в 1930-е годы в Юрьевском монастыре под Новгородом была вскрыта их общая усыпальница.

Смерть Анны Алексеевны тоже окружена тайной: есть легенда, что её похоронили или заживо, или впавшей в летаргический сон, но это уже другая история, связанная с другим монастырём.

Яковлевский собор, возникший в середине XIX века из придела Зачатьевского храма века XVII-го, конечно, смотрелся бы как золотой зуб в челюсти милой поселянки, если бы не гениальный архитектурный приём: два собора, две эпохи, объединили одной папертью, — с колоннами, нишами, портиками, — расписанной фресками, от которых теперь остались лишь небольшие фрагменты.

А сохранившиеся фрески XVII века в Зачатьевском соборе увидеть нам не удалось, собор был закрыт. Очевидно, готовились к завтрашнему празднику, Троице, — у дверей соседнего Яковлевского собора стояли маленькие берёзки.

Монастырский двор удивил своей ухоженностью и красотой — это какие-то благоухающие райские кущи с дорожками-аллеями, пышными цветущими кустами, с цветочными клумбами, фруктовым садом и утопающей в зелени ажурной деревянной часовней над святым источником.

Ледяная вода освежила, солнце припекало, хотелось спрятаться в тень, и мы побрели в сторону монастырской стены по дорожке с лавочками. На одной из них сидела девочка лет пятнадцати, одной рукой она держала книгу, в другой у неё была пачка десятирублёвых купюр.

Я тормознула от неожиданности: девочка читала Чехова, старое издание 1960-х годов. А она, не глядя на нас, продолжая читать, произнесла:

— Десять рублей, на смотровую башню, хотите?

На смотровую площадку юго-западной башни мы поднялись по крутой лестнице и, в очередной раз в этот день, прошли по внутреннему ходу монастырской стены. Через каждые несколько метров из крытой галереи открывался восхитительный вид на монастырский двор, соборы, северные ворота — один лучше другого.

Круглые бойницы издали казались витражами — в них виднелось Неро.

Над озером, как и вчера, висели облака, и по их отражению время от времени туда-сюда носились моторные лодки. Странным показалось только, что лодки эти носятся со страшным воем — накануне на закате звуков не было. Или это мы тогда оглохли от чувств-с...

Но самый потрясающий, завораживающий вид на ростовские просторы открывается с подкупольной площадки башни — и на монастырь, и на заозёрные дали, и на низкие и пушистые, ослепительно белые облака на ярко-синем небе, и на зеркальное озеро с отражением облаков...

Отсюда же, сверху, очень хорошо виден собор Спаса-на-Песках (1603-кон. XVII в.), того единственного сооружения, перестроенного при митрополите Ионе, которое осталось от Спасо-Преображенского монастыря, основанного, по преданию, княгиней Марией, вдовой ростовского князя Василька, в XIII веке, и приписанного к Яковлевскому монастырю Екатериной II.


А вдали, между Дмитриевским и Яковлевским соборами сияли купола Кремля, расположившегося по соседству с нашей гостиницей, куда мы и потопали пешком по тихим улочкам...




Намыкавшись накануне в поисках места для обеда, мы заранее заказали столик в понравившемся нам ресторане «Славянский» — туда и отправились после короткой передышки в гостинице.

Русская кухня не разочаровала, медовуха лилась рекой, вчерашние девушки с пучками на голове и в мини-юбках павами скользили по залу под мелодии советских композиторов, а первая моя стадия опьянения с её повышенной вербальностью грозила перейти во вторую, застряв на полдороге, — любовь к ростовскому человечеству была безграничной.

Возвращались берегом озера.

На предзакатное время ещё днём было запланировано у нас одно мероприятие, до заката было далеко и мы решили просто погулять по улицам. Прогулка началась удачно: у московских ворот кремля на узкой дорожке перед сувенирными лавками стояла невеста — мечта Кустодиева.

Блеск серебристого автомобиля потускнел от сияния невесты, гости-свидетели с пакетами из химчистки потерялись на её роскошном фоне, новообращённый супруг рядом смотрелся пажом в свите этой величавой Королевишны.

Даже древние стены кремля казались в этот момент лишь декорацией к будущей семейной сказке...

Немноголюдный и днём, Ростов к вечеру вымирает. Но не становится от этого менее привлекательным, наоборот: толпятся на соборной площади тысячи продавцов-покупателей, длинные торговые ряды Гостиного двора оживают, доносятся оттуда диалоги-окрики бородачей-купцов, трещат двери забитых до верху амбаров со всякой всячиной — от мехов и шелков до икры заморской баклажанной. Только услышь...

Затмил Гостиный двор юной красотой и неиссякаемым богатством своего дряхлого соседа — ветхий, полуразрушенный, "к падению клонящийся архиерейский дом с принадлежностями".

Гениальный Бетанкур, наверное, так и не понял загадочную русскую душу: в Москве ради строительства Манежа снесли старинные церкви, а тут "для выгод построения Гостиного двора"  отказались "разобрать и материал употребить на вышеупомянутую постройку".

Постройку, Гостиный двор, возвели в 1830-х годах, не посягнув на древние камни Митрополичьего двора и бережно окружив со всех сторон ещё одно напоминание об Ионе Сысоевиче — церковь Спаса-на-Торгу (1685—1690), построенную на средства купечества исключительно для своих, торговых людей.

И, глядя на башни-хамелеоны Митрополичьего двора, которые в вечерних лучах вместо утреннего палевого цвета стали вдруг янтарно-розовыми, и многоглавые соборы, восстановленные усилиями многих инициативных ростовчан, вдруг понимаешь, что всё это — память и о них, идеалистах XIX века, веривших, что мир спасёт красота.

А вот когда видишь в центре города, у кремлёвских стен, бывшие жилые дома с провалившейся крышей, бывший магазин с выбитыми стёклами и обгоревшей вывеской «Продукты», обуглившиеся стены бывших особняков позапрошлого века, — начинают терзать смутные сомнения...

Сомнения улетучились, как дым, когда увидели мы чистый сюр — сгоревшее здание с вывеской «Ростовское агентство недвижимости».

Нынешних коммерсантов спасает — как, впрочем, и прежних — соображалка.

Нагулявшись по улицам, нагуляли мы и аппетит, усмирить который, как нам казалось, не составит труда — согласно распечатанной схеме города, кафешек в этом районе предостаточно.

Начали поиски с кафе «Аркада» — три раза обошли вокруг того места, где оно должно было бы быть, — никаким кафе не пахло. На очередном витке поисков случайно увидели небольшую вывеску, мимо которой уже несколько раз проскочили.

Вывеска красивая, но из дверей доносятся запахи совсем не кулинарные. Спрашиваем проходящих мимо девушек:

— Девушки дорогие, а где у вас эта «Аркада»?

— А её нету. Тут теперь аптека.

Почесали мы в затылках, посмотрели на карту: совсем рядом — кафе «Теремок».

То, что зря идём, было понятно метров за сто — из заведения доносились музыкальные ритмы, заглушаемые до боли знакомым, хоть и подзабытым, текстом, который радостно кричала в микрофон массовик-затейник:

— Дорогие новобрачные...

Дошли исключительно из принципа, чтобы убедиться, что на двери будет надпись «Спецобслуживание» — наша Королевишна, небось, не дожидаясь криков "Горько!", душила в объятьях своего законного супружника.

А солнце тем временем клонилось к закату, и нам пора было отправляться в сторону Спасо-Яковлевского монастыря, где мы уже были днём, и чья вечерняя краса так поразила нас в день приезда с берега Неро.

На берег озера мы вообще ходили разными тропинками: и мимо бывшего Рождественского монастыря, где однажды меня, глазеющую на храм святителя Николы-на-Подозёрье, чуть не затоптала облезлая Савраска — местный аттракцион для заезжих туристов, и по древним валам вокруг кремля, поросшим травой такой высоты, что вместо кремлёвских соборов виднелись только их купола.

И каждый раз нам встречались указатели, приглашающие посетить мастерскую самобытного художника М.Селищева «Хорс».

Не заметить эту мастерскую невозможно: на валу перед входом в дом стоит монументальный шедевр с Адамом и Евой, а со стороны озера калитка в его двор — будто пропуск в сказку, с куполами и колоколами.

Посмотреть дом, стилизованный под старину, хотелось, но закат ждать не собирался; обходить несколько домов, чтобы выйти на берег озера, сил не было.

— Можно сквозь вас пройти на берег? — спросили нахальные туристы.

— Можно, — грустно кивнул хозяин-художник.

По грунтовой дороге шли мы вдоль берега озера совсем одни...

Изредка, безо всякого энтузиазма, как бы на всякий случай, нас окрикивали лодочники-извозчики. Пару раз мимо проносились машины, взрывая тишину повизгиванием юных прелестниц и барабанными ритмами, несущимися из автомобильной утробы.

У сáмого берега стаями роились писклявые чайки, то пикируя в воду, то взмывая вверх, то кружась над нашими головами с бешеной скоростью, то медленно паря, как бумажные самолётики.

А одна здоровенная чайка будто сжалилась надо мной — распластала крылья и застыла на мгновенье, позволив поймать её в объектив.

С другой стороны от дороги картина открывалась — не для слабонервных...

Над бетонной стеной с несколькими рядами колючей проволоки виднелась чья-то скульптурная голова, при ближайшем — с двух сторон — рассмотрении вызвавшая у нас только одну ассоциацию: с бессменным гарантом.

Надпись на здании около Головы — «Класс гуманитарного разминирования» — только подтвердила нашу догадку: ну, коль гуманитарного, то больше некому.

Вечерние краски как-то не радовали: вместо давешнего светопреставления небосвод занавесился дымчатой пеленой, вчерашняя яркая зелень будто погасла, и Неро припрятало свой перламутр. Вскоре дорога превратилась в узкую тропинку с нависающими над ней пряно-ароматными кустами, и этот туннель вывел нас к древним стенам монастыря.

Со стороны озера монастырь производит совсем другое впечатление, чем с парадного въезда от московского тракта.

То ли средств не хватило, то ли времени, то ли по нашей неизменной привычке "здесь подкрасили, а там не видно", то ли сознательно — монастырская стена с внешней стороны имеет далеко не тот гламурный вид, который так умиляет внутри монастыря: построенная, как считается, в XVII веке, она выглядит как настоящая крепостная преграда.

И именно эта, без ретуши, натуральность даёт ощущение времени, застывшего в камне.

Больше всего поразили южные Водяные ворота (1830-е гг.): там остались следы фресок — в одной из ниш читается имя святого Петра, а сколоченная из досок полуокружность над воротами впитала в себя какой-то евангельский сюжет — будто приклеилась переводная картинка и не отодрать её никакой силой.

Возвращались мы безлюдными старыми улочками — мимо покосившихся или вросших в землю одноэтажных домов с изумительными наличниками на окнах и без табличек на воротах про наличие злых собак во дворе.

И говорили мы и об истории сáмого старого города Золотого Кольца, и о нынешней его судьбе, и о провинции вообще, и о провинциалах...

Кафе «Русь», куда мы зашли, насквозь продрогшие, встретило нас пугающей тишиной и девушкой, персями лежащей на прилавке.

— Нам бы чаю горячего и... что у вас есть к чаю?

— Чай есть, а вот к чаю у нас ничего нету, — задумчиво проговорила лежащая красавица.

— Ну хоть чай принесите, — посмели-таки мы потревожить её медитацию.

После чая почему-то захотелось есть. В родной-то гостинице нас просто обязаны накормить, решили мы и бодрой рысью поскакали в своё временное пристанище.

Бар ресторана был полон, и мы обратились к официантке:

— Мы можем сесть в соседнем зале? Вы нас там обслужите?

— Да, садитесь, сейчас.

Сидим. Ждём. Пять минут — никого. Ни меню, ни официантки.

Мимо прошмыгнула Начальница над официантками, даже не взглянув на нас: ну сидят тут какие-то, может, греются.

— Скажите, пожалуйста, — обратился к ней СБ, — а к нам кто-нибудь подойдёт?

— Ой! Ань, а где Света? — кричит Начальница через весь зал.

— А её нету, — доносится из бара.

— А где она?

— А она домой ушла.

— Извините, — мило произносит Начальница, — у нас официантка домой ушла, некому обслуживать.

Ачуметь.

СБ, по выражению лица которого было понятно, что в диалог с обслуживающим персоналом ему лучше сейчас не вступать, направился к выходу, а я подошла к официантке в баре:

— Скажите, пожалуйста, а почему Вы ответили, что нас обслужат, зная, что Света домой ушла? Из чистого любопытства спрашиваю.

Молчит. И голову отвернула.

— Девушка дорогая, Вы разговаривать умеете?

Опять молчит.

— У Вас хозяин есть?

— Я не знаю, — пропищало несчастное.

Ачуметь дубль два.

Подхожу на «ресепцион», рассказываю ситуацию:

— Вы считаете, это нормальное отношение к гостям отеля?

— Ой! Я прямо не знаю, что Вам сказать, — отвечает Сменщица давешней Мальвины.

— Ну тогда я Вам скажу: воспитывайте ваш персонал. Научите девушек хотя бы разговаривать. Что же это они у вас ничего не знают?!

— Ой! Я прямо не знаю...

Плюнули мы на это дело и опять в «Русь» пошли.

Кафе располагается рядом с гостиницей «Боярский Двор», за углом, но вернулись мы туда ещё и потому, что в зале был замечен огромный телевизионный экран, который в этот вечер был просто необходим СБ — наши играли с кем-то в футбол.

В кафе предстояло провести часа два: СБ — в удовольствии, мне — в мучительном ожидании финального свистка. Мучения надо было чем-то облегчить.

— Блины, пожалуйста, — заказала я, глядя в принесённое меню.

— А блинов нету, — виноватым голосом ответила официантка.

— Бутерброд с икрой.

— Да, хорошо. Ой... А хлеба-то у нас и нету, — и смотрит на меня жалостно.

— Хоть что-нибудь у вас есть?

— Да, — бодро кивает головой. — Виски, пиво...

— «Баунти» есть?

— Ой! Да! Есть! — обрадовалась девушка.

— Принесите. Два.

К началу игры зал был полон, и я, попивая чай, разглядывала публику.

Рядом сидела странная компания — четыре «канкретных» мужика с двумя пигалицами. Мужики много не пили, но, как и мы, хотели есть.

Сначала тоже пытались озвучить содержание меню, потом спросили, можно ли заказать яичницу, услышали в ответ: "А её нету", прокомментировали это дело вполне цензурно и через пару минут, посовещавшись, поинтересовались:

— Госпожа официантка, а у вас яйца в холодильнике есть?

Самое интересное, что через несколько минут компания ела яичницу.

Но ещё интереснее, что вскоре за соседним столиком пришедшая после нас пара ела блины, которых для нас не было. Пара, похоже, была сообразительнее нас — они, наверняка, спросили, есть ли в кафе, кроме яиц, ещё и мука.

Чёрная летняя ночь давно накрыла древний русский город, а одиннадцать бугаёв бездарно бегали за мячиком по буржуйскому футбольному полю...