Вот придём мы сейчас на завтрак... собиралась я съязвить, когда на следующий день длинными гостиничными коридорами шли мы в сторону ресторана.
А его нету, подхватил СБ.
Дело было ранним утром, сограждане ещё почивали в нумерах, смех пришлось придушить.
Завтрак в гостинице не потрясал разнообразием, зато вызывал из закромов памяти незабываемое детский сад и
пионерский лагерь: сосиски, овсянка, бутерброд с куском не то масла, не то маргарина, прикрытым толстым ломтём сыра; чай подавался в маленьких чайниках.
В этот день на стол поставили чайник, сверху накрытый тарелкой, на которой лежали бутерброды.
Это что за такое? обалдевши, спросила я официантку.
Не знаю.
Крышку от чайника не принесёте?
А её нету.
Как нету? Почему?
А у нас их посетители разбивают, отходя от столика, через плечо бросила официантка.
В этот день мы уезжали, и очень хотелось взглянуть на утренний кремль, безлюдный и беззвучный. По тропинкам
между пышными клумбами гуляли жирные белые чайки, прилетевшие с озера; над озером ползали жирные серые тучи, грозившие вот-вот разрешиться от бремени; жирные дождевые капли плюхнулись на митрополичий двор, намекая: а не пора ли?!
Нам пора было двигаться в Свято-Авраамиев Богоявленский монастырь, и, почти по-хозяйски срезав дорогу через двор доброго художника, вышли мы к озеру Неро.
Вдоль живописного неухоженного берега, заросшего кустами и осокой, шла грунтовая дорога; через глубокий
овраг то ли бывшую речку, то ли тот ров, который окружал в древности земляные валы вокруг подворья митрополитов, был перекинут небольшой мостик.
На этом мосту мы себя почувствовали самураями, перешедшими границу у реки: за мостом начинался асфальт
мы вошли на набережную городского парка.
Правда, асфальт забыл, когда его укладывали, а набережная лишь во сне могла видеть красивых дам с собачками и молодых щёголей в канотье.
Пустовал бывший причал, от которого когда-то, судя по рекламному облезлому щиту, отплывал теплоход
«Ростов Великий»; не было замечено ни одного человека и в парке, через который мы прошли.
Полуразвалившаяся эстрада в стиле 1950-х годов вызвала в памяти незабвенную советскую киноклассику. Так и казалось, что сейчас выскочит на сцену артист Велюров с политическими куплетами:
"И говорит по радио товарищ Левитан:
В Москве погода ясная, а в Лондоне туман."
Да уж... Как Велюрову до Лондона, так и Ростову до Москвы.
Кремль остался далеко позади, и улицы, тихие и по-своему уютные, поражали какой-то безысходной обветшалостью.
Падающие каменные ограды вокруг домов с мезонинами; грозящие свалиться на прохожих балконы, поросшие молодыми берёзками; заколоченные окна и двери бревенчатых домов много-много полуразрушенных и погоревших...
Дорога резко повернула направо, и вдали показался Свято-Авраамиев Богоявленский монастырь.
Это место в Ростове, возможно, самое древнее в событийном смысле, но судьба к нему не была милосердна.
Якобы в 990 году, через два года после того как киевский князь Владимир, очарованный-околдованный византийской царевной Анной, во имя создания моногамной ячейки общества и политических выгод для, вынужден был принять крещение с именем Василий, на берегу озера Неро, в краю чуди и мери, появился некто Авраамий.
Завоевание территорий всегда сопровождалось насаждением новой идеологии, проводником которой во все века выступала духовная власть. При этом непременно сокрушались старые идолы, а на их обломках строилось новое светлое будущее.
Вот и Авраамий, замысливший сокрушить покровителя аборигенов Велеса и заручившись поддержкой высших сил, отправился в Царьград-Константинополь «в дом» Иоанна Богослова, за благословением.
Дорога предстояла дальняя, однако, богоугодные дела не терпят промедления: не успел Авраамий дойти до речки Ишня (где позже монахи Авраамиева монастыря держали перевоз и построили деревянную церковь), как сам Иоанн Богослов встал у него на пути.
Место встречи, судя по всему, было заболоченным, поскольку в качестве орудия религиозного просвещения вручил Иоанн Авраамию камышовую трость. Этой-то тростью и был сокрушён Велес.
«Стена, да гнилая: ткни и развалится», было сказано спустя 900 лет ещё одним проповедником очередной новой веры.
Совсем не хотелось бы кощунствовать. А куда от ассоциаций деваться?!
А дальше события развивались по хорошо знакомому нам плану: на месте разрушенного идола был построен храм Богоявления, и "монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель общею" возник монастырь. Через двести лет, в 1210 году были обретены мощи Авраамия, его причислили к лику святых, и все годы-века рядом с мощами находилась та самая трость.
Снова прошли века, опять понадобилось сразить очередную вражью силу явился в монастырь Иоанн Грозный, забрал трость камышовую и на Казань поскакал.
Казань пала. Падение ознаменовалось небывалым подъёмом в области церковного строительства во многих
городах русского царства, как грибы после летнего дождя, вырастали церкви «на взятие Казани». И в Ростове, в Авраамиевом Богоявленском монастыре, якобы по повелению Ивана Грозного на месте древнего деревянного храма был заложен каменный собор (1555 г.) Богоявления.
В середине XVII века настоятелем монастыря был назначен Иона Сысоевич. Характерный «ионинский» стиль возникнет много лет спустя, а пока он строит здесь вторую каменную церковь Введенскую (1650 г.), типичный однокупольный храм-трапезную.
Третий храм, Никольский (1691 г.), был построен уже после смерти митрополита Ионы, в стиле надвратных
церквей Митрополичьего двора с двумя башнями по бокам ворот. Позже церковь перестроили, возвели высокую колокольню (1826-1837) и надстроили классический фасад с колоннами и портиком.
Вот эту последнюю постройку в «ионинском» стиле и видит сегодня путник, идущий по безлюдной дороге мимо бывшей фабрики с отвалившимися буквами на решётке главных ворот.
Невысокие круглые башенки и Святые врата с колокольней восстановленные, отреставрированные сияют белизной
и новизной, и тем сильнее контраст с ужасающим запустением остальной территории.
В советское время здесь, в храмах монастыря, размещались зернохранилище, детский сад, медвытрезвитель, санаторий, воинская часть к 1990-м годам бывшая обитель лежала в руинах. Несколько лет назад, в 2004 году, началось возрождение женского Авраамиева Богоявленского монастыря и его восстановление, только справится ли монастырь с
этой задачей собственными силами неведомо.
Ровесник и своеобразная копия московского храма Покрова (Василия Блаженного) Богоявленский храм многокупольный, с разнообразными по форме и величине приделами красив даже в частично восстановленном виде, хотя последовательность
работ вызывает изумление: новенькие колокольня, барабаны, куполá и шатры вперемешку с изуродованным, будто кровавым, месивом церковных стен.
А у алтарной части церкви сохранился некрополь с торчащими в беспорядке крестами и надгробиями с жалобным криком носятся над ними чайки
с озера, ещё сильнее нагнетая мрачное ощущение от увиденного.
Мы поднялись в Никольский храм. Служба там уже окончилась, пол был устлан мягким ковром из свежих зелёных ветвей, одна монахиня сидела за прилавком, другая гасила свечи запах ладана и нежных берёзовых листьев разливался в день Троицы в тихом и скромном храме сáмого древнего ростовского монастыря...
Туристов здесь практически не бывает неухоженная территория глаз не радует, да и расположен монастырь
далеко от ростовской цивилизации. Кроме нас там в это время находилась небольшая группа приезжей молодёжи с экскурсоводом во главе, который заученно-вдохновенно рассказывал о прошлых и нынешних тяготах монастыря, изредка вставляя «джинсý»,
как ему казалось, очень тонко и ненавязчиво.
Прислушавшись к монологу экскурсовода, я обрадовалась: он сотрудник Ростовского музея, вот у кого я поинтересуюсь, как же они, музейщики, довели до жутчайшего состояния Успенский собор в кремле.
Из-под очков брошен был на меня раздражённый взор, после чего последовала лекция о трудностях становления
советской власти, о правах хозяйствующих субъектов и прочая, прочая, прочая...
А я чего ожидала? Что товарищ из музея со слезами на глазах будет каяться и бить себя пяткой в грудь? Ни боли, ни сожаления, ни причастности не было в глазах и словах музейного товарища сплошная корпоративная этика.
Эта попытка диалога с небольшим, но официальным лицом города стала вполне закономерной точкой в моём внутреннем диалоге я как будто ждала именно такой реакции, я даже знала, что отвечу ему словами Е.Голубинского, которые прочитала
перед поездкой в Ростов и которые не покидали меня все эти дни: